"Церемония возложения цветов у памятника Хо Ши Мину"
19 мая 2015 года исполнилось 125 лет со дня рождения Хо Ши Мина (18 мая 1915 - 2 сентября 1969). Церемония возложения цветов к памятнику Хо Ши Мину состоялась  в г. Москве в 12:00 (метро Академическая).

 

Вашему вниманию предлагается статья ученого ИДВ РАН Е. В. Кобелева.

Хо Ши Мин – революционер, мыслитель, человек

Время не властно над памятью о тех, кто посвятил всю свою жизнь делу служения родному народу, борьбе за его национальное и социальное освобождение. Чем дальше в прошлое уходят годы славной боевой жизни и революционной деятельности Хо Ши Мина, тем все рельефней и ярче становится для потомков его незабываемый образ.

Хо Ши Мин - один из тех революционных вождей, чье имя еще при жизни было известно миллионам людей, стало поистине легендарным. В 1923 г. в Москве у Хо Ши Мина (тогда Нгуен Ай Куока) взял, скорее всего, первое в его жизни интервью репортер журнала «Огонек» (впоследствии – известный российский поэт) Осип Мандельштам. Он написал очерк «Нгуен Ай Куок. В гостях у коминтернщика», который закончил провидческими словами: «Врожденным тактом и деликатностью дышал весь облик Нгуен Ай Куока… Он дышит культурой, не европейской культурой, быть может, культурой будущего…».1

Когда он стал Президентом независимого Вьетнама, то, естественно, очень многие и очень разные политические деятели давали свою оценку его личности, и каждый отмечал какую-нибудь особенно примечательную черту в его облике. «После первых же встреч с Хо Ши Мином, вспоминал «комиссар Франции» в Северном Вьетнаме в 1945-46 гг. Жан Сентени,- я вынес впечатление, что этот аскет, лицо котрого выдавало ум. Энергию. Мудрость и проницательность, был человеком незаурядным и что ему суждено в скором времени выдвинуться на авансцену азиатской политики… Достойно сожаления. Что Франция недооценила этого человека, не сумела понять его значение и те силы. Которые он представлял».2

Индира Ганди (Индия) называла его "великим и несгибаемым, хотя и мягким руководителем", Родней Арисменди (Уругвай)- "символом коммунистической мудрости в Азии*, Сальвадор Альенде (Чили) в 1971 году на вопрос журналиста "Какие три достоинства политических деятелей Вы хотели бы иметь?" ответил: "Цельность, человечность и величественную скромность Хо Ши Мина".3

В 1958-1960 гг. мне посчастливилось оказаться в составе первой группы советских студентов во Вьетнаме и учиться на историко-филологическом факультете Ханойского университета. А в 1964-1967 гг. я работал в Ханое в качестве корреспондента ТАСС. В течение этих 5 лет мне довелось много раз видеть Хо Ши Мина и слушать его выступления.

Вернувшись на родину, я задался целью написать книгу об этом необыкновенном человеке. Но не обычную политическую биографию, а большое научно-публицистическое произведение. В 1979 году в известной серии «Жизнь замечательных людей», созданной еще в 1930 году Максимом Горьким, вышла написанная мной 360-страничная книга «Хо Ши Мин». В 1983 году по просьбе читателей она была переиздана, и общий тираж составил 200 тыс. экземпляров. В последующем она трижды – в 1985, 1990, 2010 гг. – была издана на вьетнамском языке, дважды – в 1990 и 1995 гг. - на английском языке. Кроме того, она была издана также в Болгарии, Монголии, Лаосе, Казахстане.

При подготовке рукописи книги меня особенно заинтересовали события, связанные с первым приездом Хо Ши Мина (тогда у него было партийное имя Нгуен Ай Куок) в Советскую Россию. Дело в том, что в историко-мемуарных произведениях некоторых вьетнамских и зарубежных авторов, писавших в прошлом о Хо Ши Мине, высказывалась версия, что впервые он приехал в Советскую Россию в день кончины В.И. Ленина, то есть 21 января 1924 года.4

Возможно, одним из наиболее веских оснований для появления этой версии стала телеграмма тогдашнего французского посла в Советской России следующего содержания: «Докладываю: с января 1924 года в Москве появился коммунистический бунтовщик Нгуен Ай Куок». 5

Вместе с тем, когда я работал над книгой, я получил доступ к «вьетнамской тетради» архива Коминтерна и ознакомился, возможно, одним из первых исследователей, с полным досье Хо Ши Мина, в котором нашли отражение основные этапы его работы в Коминтерне Это сегодня содержание указанного досье вовсю цитируют в зарубежной, особенно, в американской научной и околонаучной печати. А тогда оно, что вполне понятно, было «за семью печатями».

Досье начиналось со следующего документа – т.н. «проходного свидетельства», выданного представительством Советской России в Германии «фотографу Чан Вангу, уроженцу Индокитая», который на советскомпароходе "Карл Либкнехт" прибыл из Гамбурга в Петроград. На этом документе - фото молодого Хо Ши Минаи стоит штамп советской пограничной охраны, на котором ясно видна дата его прибытия - 30 июня 1923 года.

Но дальше – сплошной туман. Известно, что Нгуен Ай Куок был направлен в Москву руководством Французской компартии (ФКП) как «представитель Индокитая» для участия в 5-м Конгрессе Коминтерна, который должен был состояться в 1923 году, но потом в связи с болезнью В.И. Ленина был отложен. Но по имеющимся многочисленным свидетельствам, до Москвы Нгуен Ай Куок добрался только к началу сентября. Получается, что около двух месяцев он пробыл в Петрограде.

Учитывая тогдашние требования соблюдения конспирации и огромные сложности обмена информацией, можно предположить, что либо ФКП вовремя не сообщила в Москву о приезде представителя Индокитая, либо Москва не поставила об этом в известность власти Петрограда. Появление в порту Петрограда никому не известного «фотографа Чан Ванга, уроженца Индокитая», вполне вероятно, не могло не вызвать к нему интереса со стороны местных чекистов.

Одним словом, два месяца, проведенных будущим Хо Ши Мином в Петрограде, остаются одним из немногих белых пятен в его насыщенной событиями политической биографии. Где он в Петрограде в это время проживал, чем занимался? Наверняка должны были сохраниться какие-то письменные свидетельства об этом. В архиве Коминтерна никаких документов на этот счет мне найти не удалось. Пользуясь участием в Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Хо Ши Мина, призываю ученых Института Хо Ши Мина Санкт-Петербургского университета попытаться отыскать эти свидетельства, если они, конечно, имеются.

При изучении советских газет 1923-24 гг. мне удалось найти довольно много дополнительных подтверждений того, что именно в 1923 году Нгуен Ай Куок - Хо Ши Мин впервые прибыл в Советскую Россию. Так, 12 октября 1923 года газета «Правда» под рубрикой «На всемирной крестьянской конференции» сообщила: «На втором заседании выступил от французской колонии Индокитая товарищ Нгуен Ай Куок. Оратор отметил, что крестьянство Индокитая угнетено вдвойне – как крестьяне вообще и как крестьяне колониальной страны». «Правда» также сообщила, что на заключительном заседании конференции были избраны руководящие органы Крестьянского Интернационала. От азиатских стран в него были избраны два представителя - Нгуен Ай Куок и Сэн Катаяма. 6

Таким образом, не осталось никаких сомнений, что Хо Ши Мин впервые прибыл в Советскую Россию не в январе 1924 года, а на 7 месяцев раньше. Вот хронологически основные события его первого пребывания в Москве:

- В октябре 1923 года становится сотрудником Восточного отдела Исполкома Коминтерна;

- 12 октября выступает с речью на Всемирной крестьянской конференции;

- В декабре в московском журнале «Огонек» появляется очерк О. Мандельштама “Нгуен Ай Куок. В гостях у коминтернщика» с фотографией молодого Хо Ши Мина.

- 22-25 января 1924 года: в один из этих дней участвует в траурной процессии прощания с В.И. Лениным в Колонном зале Дома Союзов;

- 27 января «Правда» публикует его статью «Ленин и колониальные народы»;

- В феврале поступает на курсы в Университете трудящихся Востока;

- 30 апреля «Правда» публикует первомайское обращение Международного крестьянского союза, среди подписавших его – представитель Индокитая Нгуен Ай Куок;

- В конце мая участвует в церемонии передачи знамени Парижской коммуны коммунистам Москвы на Красной площади;

- В июне участвует в V Конгрессе Коминтерна, где трижды выступает с речами: в прениях по докладу о деятельности Исполкома Коминтерна, в комиссии по национально-колониальному вопросу и в комиссии по аграрному вопросу;

- В эти же дни участвует в III Конгрессе Профинтерна, в I конференции Международной организации помощи борцам революции, в IV Конгрессе Коммунистического интернационала молодежи, в Международном конгрессе женщин;

- 29 июля в московской "Рабочей газете" появляется его портрет, написанный художником-графиком А.М.Родченко.

- Наконец, в архивах Госфильмофонда России сохранились поразительные кадры кинохроники: в один из июльских дней 1924 года участники народных гуляний на Воробьевых горах в Москве подбрасывают вверх на руках молодого азиата. Камера приближается к его лицу и оказывается, что это "представитель Индокитая", которого через два десятка лет мир узнает под именем Хо Ши Мина.

Хо Ши Мин жил и боролся в эпоху, отделенную от нас десятилетиями, но он очень современен. В его деятельности, в идеях, которые он выдвигал, много созвучного тому, что мы называем сегодня политическим мышлением XXI века. И здесь прежде всего следует сказать о его искусстве добиваться диалектического сочетания национальных и классовых интересов, народно-патриотических и социалистических идеалов. Идеологический фанатизм был ему абсолютно чужд. Национальное примирение и согласие, по возможности ненасильственные методы, компромисс на основе учета интересов не только большинства, но и меньшинства – именно такая политическая позиция была сродни его характеру.

Хо Ши Мин был для вьетнамцев подлинным символом национальной солидарности. Оставаясь всегда на позициях трудового народа, он вместе с тем умел привлечь на сторону революции представителей национальной буржуазии, помещиков, интеллигенции, что позволяло на наиболее трудных ее этапах противопоставлять внешним врагам широкий союз вьетнамской нации. Многие представители буржуазно-феодальных кругов Вьетнама в своих воспоминаниях отмечали, что они примкнули к революции под воздействием личности Хо Ши Мина, в котором увидели надежду на будущее национальное освобождение и возрождение Вьетнама.

Хо Ши Мин был инициатором и активным поборником стратегии единого широкого национального фронта на каждом конкретном этапе вьетнамской революции. Эта стратегия стала мощным оружием в руках вьетнамских патриотов вначале в борьбе за освобождение страны от японских милитаристов и французских колонизаторов - Фронт Вьетминь, затем в борьбе населения Юга Вьетнама против агрессии США - Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама и ныне в мирном строительстве единой родины – Отечественный фронт Вьетнама.

И в мировую историю Хо Ши Мин вошел не только как руководитель партии вьетнамских коммунистов, деятель международного коммунистического и рабочего движения, но и как один из выдающихся лидеров всемирного национально-освободительного движения. Его огромный вклад в национально-освободительную борьбу народов мира получал высокую оценку на различных международных форумах, со стороны лидеров молодых освободившихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Хо Ши Мин горячо приветствовал рождение в 1961 году Движения неприсоединения; его связывали узы сердечной дружбы с выдающимися «отцами-основателями» этого движения – Джавахарлалом Неру и Ахмадом Сукарно.

Практически все биографы Хо Ши Мина, как вьетнамские, так и зарубежные, особое внимание уделяют анализу двух наиболее примечательных особенностей личности Хо Ши Мина. Первая – это неиссякаемый исторический оптимизм и абсолютная вера в победу правого дела - свободы и независимости Вьетнама, за что он боролся всю свою жизнь. Чувство оптимизма он старался ежечасно вселять в сердца своих соратников, членов партии, бойцов армии, всех трудящихся Вьетнама. Он учил их никогда не бояться врагов, верить в себя и в поддержку друзей. Именно с тех пор страх перед внешним врагом, как бы грозен и опасен он ни был, неведом народу Вьетнама.

Мне вспоминается 16 июля 1966 года, когда после полутора лет "воздушной войны" США против Северного Вьетнама Хо Ши Мин выступил по радио с обращением к народу. В Ханое еще ощущался дымный запах пожарищ после недавнего налета на город армады из нескольких десятков американских бомбардировщиков. Регулярным жестоким бомбежкам подвергалась тогда ежедневно почти вся территория ДРВ. Из Вашингтона доносились угрозы «вбомбить Северный Вьетнам в каменный век».

И вот что сказал Хо Ши Мин в эти трудные для вьетнамцев дни: «Война, быть может, продлится еще пять, десять, двадцать лет или даже дольше. Ханой, Хайфон и другие города и промышленные предприятия могут быть разрушены. Однако вьетнамский народ не запугать. Нет ничего дороже независимости и свободы! Придет день победы, и наш народ восстановит свою родину, сделает ее еще величественнее и прекраснее». 7

Прошло после этого обращения не так уж много лет, и мир стал свидетелем, что пророческие слова Хо Ши Мина действительно стали реальностью. Вьетнамский народ победил агрессоров, воссоединил свою родину, добился выдающихся успехов в экономическом развитии и сегодня день за днем действительно делает свою родину «все более величественной и прекрасной».

И вторая его примечательная черта – это, говоря словами Сальвадора Альенде, «человечность и величественная скромность». Он был вождем своего народа, несгибаемым и мудрым руководителем и одновременно с этим в сознании миллионов вьетнамцев всегда оставался простым и близким человеком. Поэтому они и звали его по-семейному Бак Хо – Дядюшка Хо, в чем выражались и глубокое почтение, и душевная близость.

Он обладал огромным, поистине безграничным авторитетом среди своего народа. Но это был именно авторитет, а не культ личности с его неизбежными извращениями и преступлениями. Благодаря прежде всего его личным человеческим качествам, Вьетнам счастливо избежал повторения на своей земле этого уродливого социально-политического феномена, который, к сожалению, поразил СССР, Китай и ряд других бывших социалистических стран.

От самого облика Хо Ши Мина исходило душевное тепло, которым он щедро делился с окружающими. Он относился к категории людей, которых чужие страдания и горести ранят больше, чем собственные. Многие встречавшиеся с ним иностранные представители отмечали, что он чрезвычайно остро воспринимал все, что касалось жизни вьетнамского народа, его страданий и жертв, заметно волновался, когда рассказывал о героизме вьетнамских бойцов, с горечью повторяя: «Погибают самые лучшие».

Сам по натуре человек мягкий и добрый, Хо Ши Мин вместе с тем являл собой образец твердости, стойкости и решительности, когда того требовала обстановка. Чтобы победить в борьбе за свободу и независимость, учил он, народ должен продемонстрировать «последовательный революционный дух, всегда высоко нести знамя революционного героизма, не отступать перед любыми лишениями и жертвами, бороться решительно и до конца…». 8

За годы, предшествовавшие победе Августовской революции во Вьетнаме, Хо Ши Мин трижды побывал в Советском Союзе – в 1923-24, 1927-28 и 1934-38 гг. В общей сложности он провел в нашей стране более шести лет. Став Президентом ДРВ, он неоднократно посещал нашу страну с официальными визитами и приезжал на отдых. По данным бывших сотрудников Отдела по связям с социалистическими странами ЦК КПСС, Хо Ши Мин – единственный из зарубежных деятелей, кто побывал во всех союзных республиках СССР.

Все эти годы, естественно, оставили неизгладимый след в его памяти, навсегда сделали его другом нашего народа. Неслучайно, в богатой публицистической и мемуарной литературе о Хо Ши Мине его единодушно называли как во Вьетнаме, так и в Советском Союзе человеком, который "заложил фундамент братской дружбы" между двумя нашими народами и всемерно способствовал ее развитию и упрочению.

В мае 1950 г., в самый разгар войны Сопротивления против французских колонизаторов, когда до победы и восстановления мира во Вьетнаме оставалось еще целых четыре года, он выступил с инициативой создания Общества вьетнамо-советской дружбы. И, более того, предложил возглавить его своему ближайшему другу и соратнику Тон Дык Тхангу. 9 Сегодня это – Общество вьетнамо-российской дружбы (ОВРД), которое успешно продолжает славные традиции своего великого предшественника и филиалы которого имеются сегодня практически во всех провинциях и крупных городах Вьетнама. ОВРД вместе со своим российским партнером – Обществом российско-вьетнамской дружбы, как и прежде, активно действует и вносит весомый вклад в укрепление и развитие отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, связывающих сегодня Российскую Федерацию и Социалистическую Республику Вьетнам.

 

Кобелев Евгений Васильевич – канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН.

E-mail: evgeny.kobelev@mail.ru

Тел. 8-916-659-69-22

 

1«Огонек». № 39. М. 1923.

2 Jean Sainteny, Histoire d’une paix manquee (Indochine, 1945-1947), Paris, 1953, P. 164, 166.

3Цит. по: Hoi thao quoc te Chu tich Ho Chi Minh, anh hung giai phong dan toc, nha van hoa lon, Ha Noi, 1990, tr. 175

4 См. Tran Dan Tien, Nhung mau chuyen ve doi hoat dong cua Ho Chu tich, Ha Noi, 1975, tr. 56; Bac Ho, Ha Noi, 1975, tr. 27-28

5 Hong Ha, Thoi thanh nhien cua Bac Ho, Ha Noi, 1976, tr. 167

6 Правда, 12.10.1923

7 Ho Chi Minh, Vi doc lap, vi chu nghia xa hoi, Ha Noi, 1970, tr. 282

8 Ho Chi Minh, Tuyen tap, tap 2, Ha Noi, 1980, tr. 467

9 Тон Дык Тханг (1888 -1980) - выдающийся деятель вьетнамского национально-освободительного движения. В 1919 г. в ходе восстания моряков французских военных кораблей, принимавших участие в интервенции против Советской России, поднял красный флаг на крейсере «Вальдек-Руссо», стоявшем на рейде Одессы, и после подавления восстания французскими властями 17 лет провел в концлагере на острове Пуло-Кондор. С 1960 г. – вице-президент, а с 1969 г., после кончины Хо Ши Мина, президент Демократической Республики Вьетнам.